Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО
Катализатор проблем
Дедиков Сергей Васильевич
Советник по правовым вопросам ОАО «Москва Ре»
страхование сегодняНедавно Верховный суд России подтвердил, что при определении размера страховой выплаты в "автогражданке" следует учитывать износ деталей, заменяемых при ремонте автомобиля. При таком подходе расходы потерпевших в ДТП часто превышают получаемое ими возмещение. Насколько правомерно решение суда и чем оно чревато?

Это решение демонстрирует, как "автогражданка" - первый по-настоящему массовый вид страхования - вскрывает застарелые противоречия российской страховой законодательной базы. В конечном итоге оно может крайне негативно сказаться и на развитии рынка добровольного страхования: изменившаяся судебная практика снизит в глазах страхователя привлекательность услуги, заметно осложнив продажу полисов.

Сегодня в России широко применяются две разновидности страхования. В первом случае страхуется "реальный ущерб" страхователя или выгодоприобретателя. При этом стоимость имущества оценивается с учетом его износа на момент страхового случая - вне зависимости от того, сколько еще денег потребуется для восстановления имущества до первоначального состояния. Таким образом, расходы выгодоприобретателя будут несколько превышать страховое возмещение.

Вторая разновидность - страхование по восстановительной стоимости. Здесь страховая выплата определяется как сумма "реального ущерба" и расходов на восстановление имущества. Этот вариант в России распространен даже шире, чем предыдущий. Однако его правовая корректность уже давно вызывает сомнения у страховых юристов.

Дело в том, что с юридической точки зрения страхование в принципе не может быть чем-то большим, нежели возмещение потерь. Иными словами, страховщик вправе компенсировать исключительно то, что выгодоприобретатель реально и однозначно потерял (скажем, если это автомобиль - то его стоимость за вычетом износа). Именно этим принципом страхования и руководствовался, по всей видимости, Верховный суд, отказывая в иске потерпевшему. И вряд ли можно утверждать, что решение суда выходит за рамки действующего законодательства.

С другой стороны, есть некоторые правовые основания и для того, чтобы попытаться сохранить восстановительное страхование. Так, пункт 1 статьи 929 Гражданского кодекса (ГК) обязывает страховщика возмещать убытки страхователя или выгодоприобретателя. Понятие же убытков раскрывается в статье 15 ГК. Это не только "реальный ущерб", но и "расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права", а также упущенная выгода.

Существует и третий путь: заключать в дополнение к договору страхования имущества или ответственности еще и договор страхования финансовых рисков: в данном случае - страховать расходы, необходимые для восстановления имущества до первоначального состояния. Но это весьма трудоемко и технологически сложно, а потому вряд ли осуществимо не только в обязательном страховании автогражданской ответственности, но и в добровольном страховании. Кроме того, такой путь требует наличия у страховщика дополнительной лицензии.

Таким образом, противоречие между "реальным ущербом" и возможностью восстановить имущество за счет страховщика до сих пор остается не урегулированным в российском праве. И ответ на вопрос, на что все-таки следует сегодня ориентироваться страховщикам и страхователям, к сожалению, может дать только судебная практика.

Возвращаясь к "автогражданке" и разочарованию потерпевшего, считающего, что ему возместили не весь ущерб, отмечу, что этот вид страхования в ближайшем будущем станет катализатором сначала проявления, а потом - и прояснения тех правовых проблем, которые накопились в страховании за последние годы. Понятно, что недовольство страхователей "автогражданкой", которая и так начала работать на резко отрицательном эмоциональном фоне, будет только нарастать. Поэтому не исключаю, что в перспективе под давлением общественного мнения будет меняться сначала позиция судов, а затем - и само правовое поле, в котором действуют субъекты страховых отношений.

 

Ссылки по теме:

Верховный суд отклонил первый иск потерпевшего, недовольного "автогражданкой"


2 декабря 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: